Работая с детьми в разных семьях и организациях, я заметила одну особенность, которую почему-то никак не могу припомнить в своем детстве. Возможно, моя память искажает факты, но я не могу вспомнить эпизода, чтобы я подошла к маме/папе/бабушке и заявила, что мне скучно, в ожидании, что они кинутся придумывать мне развлечения. В своей работе же я часто сталкиваюсь с подобным. Более того – стоит ребенку сказать эти магически слова «Мне скучно», как взрослые с разной степенью рвения и мотивации тут же считают это своей проблемой и кидаются искать ребенку занятие. Многие даже работают на опережение – заранее придумывают план развлечений на день или запасаются игрушками/книжками/играми на телефон, которые смогу вручить своему ребенку после произнесения им кодовой фразы. Дети же, в свою очередь, с раннего детства привыкают к этому и активно этим пользуются.
И их можно прекрасно понять. Подумайте сами – если бы у вас была волшебная фраза, которая тут же вызывала бы к вам других людей, пытающихся как-то развлечь вас или предлагающих возможные варианты веселого досуга, разве вы не пользовались бы этой возможностью? Не надо ничего делать, напрягаться, просто сидеть на диване и придирчиво выбирать из предложенных вариантов. «Это не хочу, то не буду, в парке скучно, ну кино еще может быть… А что еще ты можешь мне предложить? Сначала озвучь все варианты, а я уже выберу».
В результате мы зачастую получаем избалованного, безынициативного и неспособного себя самостоятельно занять ребенка, ожидающего, что его будут развлекать другие. И это в большинстве своем – результат действий его родителей.
Один раз наблюдала такую картину: малыш уселся на землю и стал играть с камушками, перебирая и перекладывая их. Он выглядел сосредоточенным и очень увлеченным. Его мама, однако, подойдя к нам, тут же заволновалась: «Боже, ему так скучно, что он уже с камнями играет!» И принялась срочно искать, чем бы развлечь ребенка. Но ребенку ведь не было скучно. Дети обладают уникальной способностью играть буквально со всем, что попадается им на пути, будь то камни или палки. Даже сидя долго время в машине или в приемной врача они способны найти себе развлечение. И эту способность следует поддерживать и развивать, а не подавлять, постоянно предлагая искусственно синтезированные развлечения, такие, как телевидение, компьютерные игры или постоянные походы в парки развлечений или кино.
Иногда, работая с детьми постарше, которые уже не нуждались в моем постоянном сопровождении, я просто садилась на диван и придавалась размышлениям. Ко мне подходил кто-то из детей и начинал ныть о том, что ему скучно, на что я спокойно отвечала «А мне – нет». И на этом тема была исчерпана. Дальнейшие «страдания» ребенка длились максимум 3 минуты, в течение которых он осознавал, что я не собираюсь подскакивать и бежать искать ему развлечения, и прекрасно находил себе занятие.
У нас не было много игрушек, возможностей ходить в кино или в парки развлечений, но мы не знали, что такое скука. Отсутствие избытка предложений извне сподвигало нас к пробуждению своей креативности, фантазии, изобретательности. Мы вырезали игрушки из бумаги, устраивали гонки капель на окнах во время дождя, считали дорожные знаки на пути или изображали животных руками и разыгрывали сценки.
Для сравнения – дети, живущие в скромных условиях способны развлекать себя целый день, в то время как другие дети, знающие чудесное действие фразы «Мне скучно», не способны найти себе занятие даже в огромном доме, полном игрушек и настольных игр, с большим садом, лесом и рекой в шаговой доступности.
Я повторюсь – дети могут играть абсолютно с чем угодно, если с детства не отбирать у них эту способность. И не думайте, что вы будете плохим родителем если не станете работать развлекательным центром для своих детей. Лучшее, что вы можете для них сделать – создать надежные и комфортные условия для раскрытия собственной изобретательности и креативности.
Обобщая вышесказанное, могу сделать два основных вывода:
1) Скука ребенка не должна быть проблемой взрослого – не стоит считать, что при первом «Мне скучно» вы должны бежать искать ребенку развлечение. Но может быть ответственностью взрослого – каждая фраза из разряда «Что, скучно тебе?» «Нечем заняться?» «Скучаешь?» «Ему/ей, наверное, скучно» с последующим поиском развлечений учит ребенка тому, что такое скука и как можно ее использовать.
2) Помните, родитель или любой другой ответственный за ребенка взрослый – не клоун и не машина для развлечений. Его задача – создать безопасные и поддерживающие условия для развития и роста личности ребенка, и очень важной составляющей развитой личности является подвижная живая фантазия и способность самостоятельно себя занять.
И практический совет: наиболее действенными в моей практике ответами на заявления из разряда «Мне скучно» были нейтральные спокойные фразы «А мне нет» и «Что ж, бывает». Ответ же «Так займись чем-нибудь» влечет за собой закономерный вопрос «Чем?» и снова втягивает вас в бесполезную и энергозатратную дискуссию.
Автор: Александра Комлач