И вот, Имам подал знак, что ему можно задавать вопросы, и йеменец сказал:
- Как нам следует понимать Вас, что надо знать о Вас, о Ваших трудах; и в чем смысл Вашей философии?
Имам распорядился, чтобы принесли пятьдесят различных томов его книг и подарили их посетителю. После чего Имам сказал:
- Изучайте эти книги, и вы получите ответ на ваши вопросы.
Когда йеменец ушел, один из учеников спросил:
- Никак не могу понять значение этой встречи. Не захочет ли Имам сказать что-нибудь об этом?
Аль-Газали сказал:
- Ты узнаешь, когда впитаешь смысл этого события.
Многие годы спустя, после смерти Имама, один из тех, кто слышал этот диалог, спросил того ученика, какую же мудрость он извлек из этого.
Ученик ответил:
- Я и в самом деле понял это, хотя собственная лень и поверхностное мышление долго скрывали от меня смысл произошедшего. Имам давал йеменцу возможность ознакомиться со своим учением в письменной форме для того, чтобы тот, в конце концов, мог выйти за пределы письменной формы.
По поведению спрашивающего и по тому, как тот подошел к делу, Имам знал, что сначала ему нужно преодолеть свое предубеждение к книгам.
- Ну а что произошло бы, если б спрашивающий сделал вывод, что Имам, подарил ему свои книги, в знак особой благосклонности?
- Йеменец потерпел бы неудачу.
- А что случилось бы, если б йеменец посвятил все свое время тому, чтобы выжать какой-то смысл из пятидесяти трудов?
- Таким людям уже ничем не поможешь.
- А что бы произошло, если бы йеменца обидело, что вместо товарищеского общения ему предложили читать?
- Это показало бы, что йеменец не готов вступить в товарищеские отношения. Товарищество (непосредственный контакт) провозглашается принятием указаний товарища.