Притчи из книг Идриса Шаха

Внутреннее и внешнее знание

  В устно передаваемом учении Самарканди приводится следующий важный отрывок:
   Внешний ученый учится либо для себя, либо потому, что хочет быть увиденным, услышанным или одобренным.
   Внутренний мудрец учится ради знания, не ради себя.
   Когда внутренний мудрец достиг знания, он может начать работать или учить.
   Если он учитель, его единственной заботой будет вверять знание тем, кто действительно может извлечь из него пользу, не тем, кто попытается использовать его для собственного украшения, для того, чтобы произвести впечатление на других, или чтобы чувствовать себя важной персоной.
   К несчастью, хотя истинный внутренний ученый легко может определить, какие люди желают знания по неподобающим причинам, он не в силах обратить их внимание на самих себя, так как их nafs-i-ammara (личина, обусловленность) отрицает роль знания столь энергично, что препятствует получению истинного знания, если оно может быть получено.
   Когда приходит истинное знание, личина стирается. Стоит ли удивляться, что она сражается так упорно?
   Именно поэтому Мудрые предписывают смирение.