Великого учителя, знавшего путь к мудрости, посетила группа искателей. Они застали его во дворе в окружении учеников, в самом разгаре веселого пиршества. Кто-то из посетителей сказал: - Как отвратительно! Так не ведут себя, каков бы ни был повод. Другие сказали: - А нам это кажется превосходным! Такое учение нам нравится, и мы не прочь присоединиться к нему. Другие говорили: - Тут что-то не так. Нужно хорошенько разобраться в этом странном явлении. Остальные говорили между собой: - Возможно, все это и не лишено мудрости, но нужно ли выяснять это - вот в чем вопрос! Всех этих людей учитель отослал прочь. И эти люди в беседах, а также в писаниях распространяли свои мнения об увиденном. Даже те, кто прямо не упоминал об этом, переживали увиденное столь остро, что их чувства выплескивались в их разговорах и даже в поступках. Прошло время, и некоторые члены этой группы вновь проделали тот же путь. Они навестили учителя. Еще от ворот было заметно, как он и его ученики благопристойно сидят во дворе, глубоко погруженные в созерцание. - Вот это другое дело, - сказали некоторые из посетителей, - видно он внял нашим речам. - Потрясающе! - сказали другие, - в прошлый раз он, конечно же, только испытывал нас. - Слишком все это уныло, - сказали третьи, - постные-то лица мы могли бы найти и в другом месте. Подобным образом выражалось еще много различных мнений, и вслух, и молча. Мудрец, когда миновало время, отведенное для размышлений, удалил всех посетителей. Прошло много времени, и вот лишь некоторые из тех людей снова пришли к мудрецу, чтобы он растолковал им обе пережитые ими ситуации. Они остановились у ворот и заглянули во двор. Учитель сидел один, не пируя и не медитируя. Его прежних учеников нигде не было видно. - Я уже распустил своих учеников, так как задача выполнена, и сейчас вы можете услышать всю историю целиком, - сказал он. - Когда вы пришли сюда в первый раз, у меня была группа слишком серьезных учеников. Я применял исправительные меры. Когда вы пришли во второй раз, они слишком развеселились, и я опять занимался исправлением. Если человек работает, он не всегда объясняет свои действия случайным посетителям, какими бы заинтересованными они себя ни мнили. Если действие находится в стадии развития, значение имеет только правильное выполнение самого действия. При этом внешняя оценка не так уж и важна. То, что люди могут вообразить о чем-то, больше характеризует их самих, чем саму ситуацию.