Притчи из книг Идриса Шаха

Только три человека в мире

В давние времена, когда дети Адама размножились до чрезвычайности, возросли также и бедствия в мире. Одни бедствия назывались болезнями, другие суетой, некоторые были неопределенного свойства и значения.
   Люди стали объединяться в племена и нации, чтобы вместе им было легче бороться с этими бедами, терпеть или избегать их.
   И в то же время народы разделились и перестали понимать самих себя, и даже друг друга. Люди изобрели сами, подсмотрели у других, даже у насекомых, и освоили различные формы деятельности, и это стало фактором, отвлекающим их внимание от целей, ради достижения которых они были расселены на земле.
   Дервишский учитель Кхидр, неустанно странствуя по земле, посещал разные категории человеческих существ, которые жили в пустынях и городах, в горах и на островах, жителей деревень и кочующие племена; и все это ради того, чтобы найти людей, которые были бы в состоянии услышать его послание, гласившее: "Истинное благоденствие человека состоит в истинном благоденствии людей".
   Но странное дело, только три человека в целом мире смогли услышать его слова.
   И сказал Кхидр первому человеку:
   - Если отправишься со мной в странствие, это, может быть, принесет тебе пользу.
   Человек присоединился к Кхидру, и вот однажды они вышли к какой-то реке, остановились на берегу, и Кхидр спросил:
   - Если бы ты захотел, то чем бы эта река могла стать для тебя?
   - Я захотел бы, чтоб река эта стала послушна мне, чтобы я заставил ее работать на себя, ради блага своего и блага всех людей.
   - Да будет так, - сказал Кхидр.
   После этого отправились они дальше. Гора встала на их пути, и Кхидр сказал:
   - Эта гора могла бы чем-то стать для тебя, если бы ты захотел?
   - Я хотел бы перенять у этой горы ее знание, ведь она давно уже здесь стоит, задолго до моего появления на свет. Тогда я воспользовался бы этим знанием сам, а также передал бы его другим людям.
   - Да будет так! - произнес Кхидр.
   Они продолжили путь, и вскоре перед ними раскинулась местность, покрытая сочными лугами и плодоносящими деревьями.
   - Ты хотел бы, чтобы эта местность стала для тебя чем-то?
   - Я бы хотел, чтобы это место стало моим домом, и я поселился бы здесь и провел остаток дней своих, обучая других мудрости, которую постиг.
   - Да будет так, - сказал Кхидр.
   Тут он простился с тем человеком, все желания которого исполнились в должное время.
   Затем Кхидр разыскал второго человека, способного его слышать, и пригласил в путешествие его. Вместе они отправились в путь.
   Спустя какое-то время, они увидали некоего мудреца, беседовавшего с людьми. Кхидр спросил своего спутника:
   - Кем бы этот человек мог быть для тебя, если бы ты захотел?
   - Я захотел бы, чтоб мудрец этот позволил мне стать его последователем, а когда он умрет, я бы продолжил его учение, - сказал человек.
   - Да будет так, - сказал Кхидр.
   Они отправились дальше, и вскоре увидели скопление людей, где одни угнетали других, ставших невинными жертвами.
   - Что бы ты сделал в этих обстоятельствах, если бы у тебя был выбор? - спросил Кхидр.
   - Я бы хотел покончить с угнетением этих невинных и наказать тиранов, - сказал человек.
   - Да будет так, - сказал Кхидр.
   Они снова тронулись в путь и вошли в какой-то город, а там жили люди, обладавшие многими полезными качествами, но настолько узкомыслящие, что никогда не покидали пределов этого города, чтобы поделиться своими достиженьями с остальными.
   - Есть что-нибудь, что ты бы захотел сделать в этих обстоятельствах? - спросил Кхидр.
   - Я хотел бы иметь способность убедить этих людей в том, что долг каждого человека - делиться своими знаниями со всеми, - ответил человек.
   - Да будет так, - провозгласил Кхидр. Затем он оставил и этого человека, исполнив все его желания.
   Разыскал Кхидр и третьего последнего человека из тех, кто одни в целом мире способны были его слышать, и пригласил его в путешествие. Человек принял приглашение.
   Пройдя вместе короткий отрезок пути, они оказались в стране, в которой жили знатные люди и их рабы, высокое, низкое, а также среднее сословие.
   - Хотел бы ты вмешаться в эту ситуацию? - спросил Кхидр.
   - Я хотел бы иметь возможность сделать то, что было бы правильным, - ответил человек.
   - Да будет так, - сказал Кхидр.
   Продолжив путь, они столкнулись с людьми, жестоко страдающими от голода, потому что весь их урожай погиб, и Кхидр спросил третьего человека:
   - Хотел бы ты видеть этих людей накормленными?
   Человек ответил:
   - Я бы хотел, чтобы они мирились со своим бедственным положением, когда это будет лучше для них, и не мирились бы со своей бедностью, если такой удел для них лучше.
   - Да будет так, - сказал Кхидр. Продолжив странствие, они попали в место, где жили люди, казавшиеся благочестивыми и смиренными, законопослушными и цивилизованными, где каждый был доволен своей судьбой.
   - Как бы ты захотел поступить с этими людьми? - спросил Кхидр.
   - Я бы хотел, чтобы они пришли к полному пониманию того, что является их истинным благом и того, что еще они могли бы делать и чувствовать, - сказал человек.
   - Да будет так, - сказал Кхидр. Затем он расстался с третьим человеком, исполнив три его желания. И вот эти девять устремлений троих людей, людей которые были в состоянии услышать Кхидра, положили начало всем видам человеческой деятельности и занятиям, однако именно работа третьего человека получила особое благословение Кхидра и продолжается из поколения в поколение.