Это событие вызвало спор между другими благочестивыми и достойными людьми, которые сидели у входа. Они решили выяснить, кто из этих двух поступил лучше.
- Человек вошел в мечеть босой, - сказал один из них, - так не лучше ли было оставить свою обувь за дверью?
- Мы не учитываем одного: он мог взять с собой туфли для того, чтобы они ему напоминали о священном месте, о должном смирении, - возразил другой.
Когда те люди вышли, совершив молитву, они были порознь опрошены зрителями, разбившимися на две партии.
Первый человек сказал:
- Я оставил свои туфли за дверью по весьма обычной причине: если бы кто-нибудь захотел их украсть, он имел бы возможность побороть свое искушение и таким образом приобрел бы себе заслугу.
Слушатели были восхищены благородным образом мыслей этого человека, который так мало заботился о своей собственности и отдался на волю случая.
В это же время второй человек объяснил своим сторонникам:
- Я взял туфли с собой потому, что оставь я их на улице, они могли бы возбудить соблазн в душе какого-нибудь человека. Тот, кто поддался бы искушению и украл их, сделал бы меня своим сообщником в этом грехе.
Мудрость и благородство этого человека привели в восторг всех, кто его слушал.
Но еще один человек, присутствовавший среди них, который был настоящим мудрецом, воскликнул:
- О, слепцы! Пока вы здесь предавались возвышенным чувствам, развлекая друг друга примерами благородства, произошло нечто реальное.
- Что произошло? - спросили все разом.
-Никто не был искушен туфлями, - продолжал мудрец, - никто не был свободен от искушения туфлями. Предполагаемый грешник не прошел мимо них. Вместо этого в мечеть вошел другой человек. У него вообще не было туфель, так что он не мог ни оставить их снаружи, ни внести их внутрь. Никто не заметил его поведения. А сам он меньше всего думал о том, какое впечатление он производит на тех, кто на него смотрит или не смотрит. Но благодаря его реальной искренности, его молитвы сегодня в этой мечети самым непосредственным образом помогли всем потенциальным ворам, которые могли или не могли украсть туфли или которые могли бы исправиться, устояв перед искушением.
Разве вы не поняли еще, что голая практика поведения, опирающаяся на сознание, какой бы прекрасной она ни была сама по себе, теряет свою ценность, когда узнаешь о существовании действительных мудрецов?