- Пошел вон! - сказал суфий.
Ученый ушел, но заявил при этом во всеуслышанье, что данный суфий просто не умеет вести себя вежливо, даже если захочет, и что вообще он - человек невежественный и хвастун.
Другого философа, присутствовавшего при этом, очень заинтересовало отношение суфия к происшествию. Не уверенный, как надо интерпретировать его поведение, он спросил того о его причинах.
;- Ах, мой друг! - сказал суфий. - Вам никогда не объяснить подобного способа поведения, исходя из критериев общепринятых правил, которым вы ищете достойное приложение. Его можно понять только с помощью критериев, пригодных для данного, конкретного момента.
В тот момент у меня была возможность нанести самодовольному глупцу меньший ущерб, "нетерпеливо" выгнав его отсюда, нежели действуя соответственно его характеру - посредством опровержений, обоснованной аргументации и иных привычных альтернатив.
- Но как же ваша собственная репутация? Ведь вас знают как человека, известного своим любезным обращением и самообладанием?
- На репутацию садовника влияет то, какие у него вырастут цветы, а не то, что он копается в земле. Репутация крестьянина зависит от урожая, а не от молотьбы. Если бы они оба все время прерывали свою работу с тем, чтобы следить, что думают об их репутации в каждый момент другие, существовали бы вообще на свете цветы или урожаи? - спросил суфий.
- Вот поэтому мудрыми и сказано: "Шелковый наряд привлекает, но от него мало толку. А потому носите шерстяные одеяния, не стыдитесь грубого материала".