Один юноша, оказав какую-то услугу некоему лодочнику, получил от него в подарок маленькую хрустальную рыбку. Он потерял ее и, находясь в отчаянии от потери такой редкой и красивой вещицы, пришел в ярость, когда увидел человека, на шее которого был шнурок с хрустальной рыбкой. Юноша потащил его в суд и обвинил в воровстве. В последний момент, когда обвиняемого спросили, не хочет ли он что-либо сказать прежде, чем его отведут в тюрьму, тот ответил: - Спросите любого лодочника в этой стране - у нас у всех есть такие эмблемы, и моя принадлежит мне, она не принадлежит этому юноше. У меня есть также два глаза и рот, но они тоже не принадлежат ему. - Почему ты не сказал об этом раньше? - спросил судья лодочника. - Потому что заслуги для всего человечества больше в том случае, когда к истине стороны приходят, используя здравый смысл с самого начала, чем в том, когда приходится доказывать что-то, что, может быть, в конце концов, и невозможно доказать. - Однако, мы все должны учиться, - заметил судья. - Увы, - сказал лодочник, - если считается, что учение зависит от предоставления доказательств, то у нас есть только половина знания, и мы наверняка никуда не придем. Киштивани, школа, к которой принадлежал этот лодочник, была известна своим обычаем подчеркивать следующее положение вещей: люди, практически всегда, склонны либо делать скоропалительные заключения, либо же совершенно не замечать фактов.