Притчи из книг Идриса Шаха

Сущность ученичества

 Ибрахим Кхавас рассказывал, что в юности он очень хотел присоединиться к обучающему мастеру. Он разыскал такого мудреца и попросился к нему в ученики.
   - Ты еще не готов, - сказал учитель.
   Но молодой человек настаивал.
   - Что ж, хорошо, - согласился мудрец, - я научу тебя чему-нибудь. Сейчас я отправляюсь в паломничество в Мекку. Если хочешь, пойдем вместе.
   Ученик был в восторге.
   - Отныне мы с тобой спутники, и потому один из нас должен руководить, а другой - повиноваться. Какая роль тебе по душе?
   - Руководите мной, я буду повиноваться, - ответил юноша.
   - Пусть будет по-твоему, если ты знаешь, как повиноваться, - сказал мастер.
   Путешествие началось. С наступлением темноты они расположились на ночлег в пустыне. Вдруг полил сильный дождь.
   Мастер поднялся, стал укрывать юношу от дождя куском материи.
   - Но ведь это входит в мои обязанности, - запротестовал Ибрахим.
   - Я приказываю позволить мне укрывать тебя, - прервал его мудрец.
   Утром ученик сказал: "Если вы не возражаете, сегодня я буду руководить". Мастер согласился.
   - Пойду соберу немного хвороста для костра, - сказал молодой человек.
   - Ты не должен этого делать. Я сам принесу хворост, - сказал мудрец.
   - Я приказываю вам остаться здесь, пока я буду собирать хворост.
   Но мудрец возразил:
   - Подобные занятия не для тебя, ибо принципы ученичества не согласуются с тем, чтобы подчиненный позволил руководителю обслуживать себя.
   И так каждый раз мастер демонстрировал молодому человеку, что такое ученичество. Они расстались у ворот Святого Города. Встретившись с мудрецом позднее, юноша пристыжено потупил взор.
   - То, что ты узнал тогда, - сказал старец, - открыло тебе до некоторой степени сущность ученичества.